Tau

personal lab:  Искусство перпендикулярного хвоста

 Отдельно стоящие блоги: пути развития

17.05.13

Интернет-среда хороша тем, что в ней неплохо уживаются два противоположных тренда: с одной стороны, пользователи сбиваются в стаи (комьюнити) на блог-платформах, а с другой — уходят из комьюнити в «одиночное плавание». Единство и борьба этих противоположностей, наверное, и определяют дальнейшее развитие блогосферы.

Блог-платформы (блогарии) и hosted blogs — это уже готовые технологические решения, где пользователю остается только писать, не задумываясь над техническими вопросами. Кроме того, уровень социализации очень высок. Для новичка это очень удобный выбор, чем и объясняется высокая популярность блогариев и дневниковых сервисов.

Но готовое технологическое решение, как правило, не дает пользователю свободы маневра (в техническом плане как минимум). Поэтому те, кому не хватает свободы и нет желания ограничиваться теми рамками, в которые загоняют пользователя массовые блог-платформы, уходят «на волю» — на stand-alone («отдельно стоящие») блоги.

Хорошим аналогом, наверное будет «деревня vs. хутор». На хуторе надеяться можно только на себя и свои силы — зато можно делать все, что угодно (в пределах разумного). Как минус — недостаток социальных связей.

Если развитие блогариев определяется трендами и обкатанными технологиями (то есть путь мейнстрима), то со stand-alone блогами все сложнее, поскольку в них все упирается только в технологические пределы и богатство фантазии. Но реализованные в них новинки возвращаются, как бумеранг, в блогарии (блог-платформы), чтобы стать мейнстримом.

Поэтому дальше мы рассмотрим один из путей развития stand-alone блогов. Но сначала немного о сервисах.

Сервисы общие и частные

Ситуация с блогами повторяет ситуацию с веб-сервисами в целом. С одной стороны, концентрация сервисов на портале (в интегрированной среде) удобнее для пользователя — все в одном месте и друг с другом может взаимодействовать. А с другой стороны — 150 сервисов под разные задачи в портал не впихнешь. Кроме того, stand-alone сервис, как правило, функционально богаче и действует по принципу «если программа решает только одну задачу, то решать должна ее хорошо».

Обратная сторона этого принципа — пользователю приходится регистрироваться на множестве сервисов и держать их (точнее, их адреса) под рукой. Взаимодействие этих сервисов между собой тоже под вопросом. Понятно, что это неудобно. Поэтому пользователю приходится решать нетривиальную задачу: или идти на портал и пользоваться «простыми» сервисами (которые всегда «под рукой»), или бегать между мощными stand-alone сервисами. Кроме того, нередкой будет ситуация, когда возможностей портального сервиса будет недостаточно, или нужный сервис просто отсутствует на портале. А ведь запросы пользователя растут быстрее, чем за ними может поспеть портал.

Получается, что с точки зрения пользователя, надо сделать все наоборот («избушка, повернись к лесу задом, а ко мне передом»): это не пользователь должен приходить на сервис, а сервис должен приходить к нему и предлагать свои услуги. Вопрос, однако, в том, куда должен приходить сервис.

Блог как информационная система

Некоторые пессимисты полагают, что stand-alone блогам (далее SAB) развиваться некуда — за прошедший год, например, Wordpress ничего нового и революционного не принес (кроме разве что многопользовательской версии MU.Wordpress.org). На самом же деле, отдельно стоящим блогам есть куда эволюционировать. Качественно эволюционировать.

Предпосылок к этому три:

- для посетителя важна не сама информация «as is», а то, как она представлена, и какую пользу из нее можно извлечь (семантический путь использования)
- развитие различных форм контента (аудио, видео, микроконтент), развитие сервисов и социализация пользователей Сети
- возможности хостинга, на которых стоят SAB, кроме самого SAB позволяют реализовать все, что угодно в рамках имеющихся ресурсов.

Поэтому следующим логичным шагом будет превращение (как из гусеницы в бабочку) блога из «просто блога» в персональную информационную систему, сокращенно PIFS (personal information system). Это означает, что информация не только представлена в различных формах (аудио, видео, текст, графика, микроформаты), не только упорядочена и систематизирована, но и взаимосвязана — ничего в информационной системе не валяется «просто так».

Написать текст (статью, заметку) или разместить фотку — это только начало. Основное — эффективно и органично встроить («вплести») его в персональную инфосеть, а не просто понатыкать как иголок тагов или ключевых слов. В результате вся информация оказывается вплетенной в паутину, потянул на ниточку — вытянулись все связанные ресурсы. Подробнее о работе с такой информационной Тканью будущего можно почитать в «2048», в главах о Вэри.

В инфосеть удобно встраивать внутренние сервисы, например органайзер, мини-вики и различные подсистемы для работы с микроконтентом. Не только для себя, любимого, но и делегировать права доступа другим. Это позволит, например, планировать и синхронизировать встречи, сообщать друзьям «график занятости» и т.д.

К PIFS можно «прикрутить» и внешние сервисы, если внутренние не дают нужной функциональности. Либо на основе доверительной передачи управления, либо на основе двустороннего API. Это так же позволит делать импорт-экспорт данных с сервисов и обратно. Либо в качестве резервных (рабочих) копий, либо в качестве промежуточных результатов, если обработка идет по цепочке сервисов.

Кстати, наличие API позволяет развернуть распределенную многоуровневую социальную сеть между разными PIFS.

Фактически пользователь получает не только персональную информационную систему, но и опорную точку присутствия, без необходимости распылять внимание на несколько ресурсов.

Проблема управления: не просто поток

Но как управлять этим «хозяйством»? То, что раньше легко укладывалось в достаточно простую «админку», потребует сложных и нетривиальных подходов к обработке и связыванию информации. В обычном браузере это будет не так легко сделать (хотя это будет сильным стимулом для разработки ajax-приложений нового поколения), поэтому потребуются более продвинутые методы управления контентом со стороны «производителя» — ICDE (integrated content development system) вместо блог-клиента. Такие системы уже существуют (например, DAA), но для PIFS потребуется серьезная адаптация и модернизация (для работы в условиях постоянной динамики).

Интересно, что не так давно компания Six Apart, владелец «Живого журнала», пыталась сделать нечто подобное информационой сети. Но то, что ожидалось от Project Comet в качестве первого серьезного шага, разработчик «не осилил». Сервис Vox, который получился в результате этой затеи, не оправдал возложенных на него надежд. Скорее всего, причина этого — в подходе. Вместо создания расширяемой архитектуры на микроядре Six Apart пошел по более простому пути — «пути Лего», когда система собирается из готовых (и уже опробованых) блоков.

Тем не менее, отдельные элементы PIFS уже внедряются в некоторые движки SAB. Например, JDnevnik проектировался так, что способен поддерживать любой тип и любой вид (presentation) документа. Кроме того, там есть встроенный органайзер и средства работы с микроконтентом. Register, после небольших доработок, позволяет вести вполне функциональную персональную wiki. А распределенная социальная сеть не реализована пока только потому, что разработчикам SAB лень этим заниматься.

Следует заметить, что переход к PIFS будет не слишком простым, так как потребует изменения сознания автора в самом подходе к информации. Ведь «разработка контента (content development)» — это не «обмен потоками сознания» (как это обычно происходит в блогах и дневниках), а серьезное приложение мозгов.

Но это будет потом — когда мы будем жить в обществе, победившем Web 2.0.

Webplanet: 27.10.2006

 [ L ]