Tau

personal lab:  Искусство перпендикулярного хвоста

 Интеграция присутствия

17.05.13

«Всему свое время, и время всякой вещи под небом…
…время разбрасывать камни, и время собирать камни»

(Екклизиаст)


С чего все началось

Для пользователей Сети Web 2.0 начался с сервисов и социализации. В отличие от уже существовавших динозавров-порталов, навязывающих свои «проверенные временем» сервисы единым пакетом, новые сервисы предлагали пользователям именно то, что нужно было пользователю «здесь и сейчас». И на любой вкус — то есть пользователь мог найти то, что нужно именно ему, в зависимости от своих интересов, нужд и потребностей. К тому же новые сервисы быстро развивались, оперативно учитывая существующие потребности пользователей и пытаясь угадать их будущие запросы.

Второй нюанс, который учли новые сервисы — это тяга к общению (социализация). К примеру, новые фото-сервисы позволяли не только выложить фото в альбом, но и получить к этому фото комментарии от других пользователей. И не только комментарии — можно было формировать круг единомышленников, включая их в список своих друзей, формировать группы по интересам… и многое другое.

В итоге, путем естественного отбора, оказалось, что наиболее востребованными являются сервисы, построенные на принципах unix way: сервис должен выполнять только одну задачу, но выполнять ее очень хорошо. Отдельным исключением стали сервисы Google — но за счет того, что подключаться можно только к нужным сервисам, а не ко всем сразу.

Что получилось

Ориентация сервисов только на одну задачу имеет и обратную сторону: активный пользователь оказывается «распределенным» по разным сервисам. Выкладывает фото в сервис F, ведет дневник на сервисе L, ведет блог на своем сайте на движке W, микроблоггит на сервисе T, отправляет закладки на сервис D… иначе говоря, ведет активную сетевую жизнь.

Но, если как писателя, пользователя это не напрягает (каждый сервис делает свою задачу хорошо), то как читателя его это весьма напрягает — попробуй учесть контент круга из двадцати друзей, каждый из которых пользуется услугами десяти сервисов (20 и 10 — это средне-пессимистичная оценка). В какой-то мере спасает наличие rss у сервисов и читалка rss (не было бы rss — был бы сумасшедший дом), но все равно неудобно — у rss-читалки нет интерактивности.

Решение проблемы

Решение, вобщем-то, простое: сделать еще один сервис, который позволит пользователю собрать все «кусочки мозаики» в одно целое и добавит к этому интерактивность — возможность комментировать, формировать круг друзей, и т.д.

Именно так и поступили создатели нового сервиса FriendFeed (делаем ставки, кто и как быстро его у нас склонирует?). Именно к этому и пытаются придти создатели Open Social — они, правда, идут со стороны социальных сетей, а не контента.

Что дальше

FriendFeed — молодой и зеленый, но многообещающий сервис. Много чего там еще нет, но будет со временем. Но самое главное — FriendFeed демонстрирует новый подход к социально-контентному взаимодействию, когда в фокусе внимания — человек во всем своем творческом многообразии, когда его социальная и творческая составляющая связаны вместе, а не сами по себе (как сейчас).

Интересно, что такой подход провоцирует создание собственных сервисов на собственном хостинге, если «внешний» сервис не обеспечивает нужной функциональности. Все равно это встанет нужным кусочком в нужное место в общую картину.

Еще один хитрый момент, который позже может стать ключевым — это двунаправленность контент-связей. Пока что FriendFeed только забирает информацию с сервисов. Но ведь он может и отдавать новую информацию (комментарии) обратно — главное, чтобы ее брали.

Webplanet: 03.03.2008

 [ L ]